Ручное раскрашивание (колоризация) черно-белых фотографий применяется для добавления реализма или в художественных целях.
Как правило, для раскраски используются акварельные, масляные краски, цветные карандаши и пастель. Красители наносятся на поверхность с помощью кисти, ватного тампона, распылителя или пальцев. Раскрашенные фотографии были наиболее популярны с середины 19 до середины 20 века до изобретения цветной фотографии.
Монохромная (черно-белая) фотография впервые появилась в виде дагерротипа в 1839 году и позже совершенствовалась до техники калотипии, амбротипии, ферротипии, альбуминовых и желатиновых с серебром отпечатков. Большинство фотографий оставались монохромными до середины 20-го столетия, хотя первые эксперименты по получению цветной фотографии относились к 1855 году, и некоторые фотографические процессы давали отпечатки с добавлением цветной заливки, например, голубой в цианотипии.
Пытаясь создать более реалистичные изображения, фотографы и художники раскрашивали монохромные фотографии вручную. Первые раскрашенные дагерротипы приписывают швейцарскому художнику и печатнику Иоганну Баптисту Исенрингу. Он использовал гуммиарабик с пигментами для раскраски дагерротипов вскоре после их изобретения в 1839 году. Цветная пудра закреплялась на хрупкой поверхности дагерротипов с помощью высокой температуры. Разновидности этой техники были запатентованы в Англии Ричардом Бердом в 1842, во Франции Этьеном Лекки в 1842 году и Лиотаром де Лезе в 1845. Позже ручная раскраска использовалась в последующих инновациях в области фотографии, от альбуминовых и желатиновых серебряных отпечатков до диапозитивов и слайдов.
Параллельные попытки создания цветной фотографии влияли на популярность ручного раскрашивания. В 1842 году Дэниел Дэвис младший запатентовал метод колоризации дагерротипов с помощью гальванизации, а через год его способ был усовершенствован Уорреном Томпсоном. Результаты работы Дэвиса и Томпсона принесли только частичный успех в создании цветных фотографий, и метод гальванизации вскоре был забыт. В 1850 Ливай Л. Хилл сообщил о своем открытии процесса дагерротипии в натуральных цветах в своем «Трактате о дагерротипии». Продажи традиционных черно-белых и раскрашенных дагерротипов упали в ожидании новой технологии. Однако Хилл отложил публикацию деталей нового фотографического процесса на несколько лет, и его заявление об открытии объявили обманом. Когда же Хилл наконец опубликовал свой научный труд в 1856 году, его способ цветной дагерротипии был признан непрактичным и опасным.
Ручная раскраска фото оставалась самым простым и действенным методом изготовления цветных фотографических изображений вплоть до середины 20-го столетия, пока Американская фирма Кодак не изобрела цветную пленку «Кодахром».
Хотя ручное раскрашивание фотографий было изобретено в Европе, техника приобрела значительную популярность в Японии, где способ стал признанной и усовершенствованной формой живописи с 1860-х годов. Вероятно, фотограф Чарльз Паркер и его партнер художник Вильям Парке Эндрю первыми начали делать подобную продукцию в Японии, но первыми, кто поставил работу на поток, были репортер и фотограф Феличе Беато и художник-колорист «Иллюстирированных Лондонских новостей» Чарльз Виргман. В студии Беато усовершенствованная техника японских акварелистов и ксилографистов была успешно применена к европейской фотографии, подтверждением чему стала масса раскрашенных студией портретов.
Другим известным фотографом из первых применявших ручную раскраску был Йокояма Мацусабуро. Йокояма имел подготовку как художник, литографист и фотограф, и он обладал большим преимуществом за счет своих широких и всесторонних навыков. Он создал свою технику под названием «Масляная живопись на фотографии»: основа фотографии удалялась и масляная краска наносилась на оставшуюся эмульсию.
К последующим исполнителям ручного раскрашивания в Японии присоединилась фирма «Стилфрид и Андерсен», которая выкупила студию Беато в 1877 году и раскрасила многие из его негативов. Австриец Барон Раймунд вон Стилфрид и Ратенитц, обученный японским фотографом и колористом Кусакабе Кимби, создавали раскрашенные снимки повседневной японской жизни, которые пользовались большой популярностью как сувениры. Раскрашиванием фотографий занимались также Кусакабе Кимбей, Тамамура Козабуро, Адольфо Фарсари, Учида Куичи, Огава Казумаса и другие мастера. Множество высокохудожественных раскрашенных фотографий продолжали изготавливаться в Японии вплоть до 20 столетия.
Золотой век раскрашенной фотографии на Западе — между 1900 и 1940 годами. В начале 20 века рост спроса на раскраску пейзажной фотографии начался с работ Уоллеса Наттинга, министра новой Англии. Раскрашивание пейзажных фотографий было его хобби до 1904 года, затем он открыл профессиональную студию. Следующие 35 лет он посвятил созданию расцвеченных фотографий, а его работы стали самыми продаваемыми за все время существования раскраски фото.
Между 1915 и 1925 годом раскрашенные фотографии были очень популярны среди среднего класса в Америке, Канаде, Бермудах и Багамах. Это были доступные и стильные праздничные и свадебные подарки, сувениры. С началом Великой Депрессии в 1929 и последующим уменьшением прослойки среднего класса продажи раскрашенных фотографий резко упали.
Несмотря на падение спроса, квалифицированные фотографы продолжали создавать красивые экземпляры. Работы Ханса Беллмера способствовали популярности раскрашенных фотографий в Европе с 1930 года до настоящего времени.
В Польше был популярен вид народного творчества с раскрашиванием свадебных фотографий жениха, под названием Монидло.
Другой фотограф, Луис Маркес (1899-1978гг) был официальным фотографом и художественным руководителем Мексиканского Павильона на Всемирной Выставке 1939-1940 года. В 1937 он представил губернатору Техаса Джеймсу Оллреду коллекцию раскрашенных фотографий. В Мексиканском национальном автономном университете в Мехико хранится большой архив фотографий Луиса Маркеса, как и в Хьюстонском университете Техаса.
В 1950-е годы стала доступна цветная пленка.
Однако повышение интереса к антиквариату и коллекционированию в 1960-х годах привели к возрастанию спроса на раскрашенные фотографии. С 1970-х произошло возрождение традиции ручного раскрашивания, ее можно видеть в работах таких художников-фотографов, как Елизабет Леннард, Яна Саудека, Кэти Варгас и Риты Деберт. Роберт Раушенберг и другие комбинировали фотографию и живопись в своих произведениях, что предшествовало возрождению ручного раскрашивания.
Несмотря на доступность высококачественной цветной фотосъемки, раскрашенные вручную фотографии (и часто тонированные сепией) сохраняют популярность из-за эстетической ценности и стойкости пигментов. В некоторых странах, где цветная пленка долгое время была дефицитной или дорогой, а цветная съемка недоступной, ручное раскрашивание продолжало использоваться вплоть до 1980-х годов. В последнее время раскрашивание цифровой фотографии используется для стилизации и создания эффекта ручного раскрашивания. Колоризация любительских фотографий стала доступна благодаря специальным графическим программам, таким как Adobe Photoshop, GIMP, Corel Photopaint и др.
Далее: современная колоризация фотографий и восстановление цвета >>
Старая фотография – не просто фотография, это нечто большее. Значит, она требует особого отношения. Смысл…
От чего зависит стоимость реставрации фотографии и как ее правильно оценить? Цена реставрации фотографии зависит…
Что делать, если на фотографии не видно лица, пропали или стерлись фрагменты? Как найти и…
<< Часть 1 Часть 2 14 Чтобы понять, как восстановить фотографию, я сделала базовую подготовку.…
Как сделать черно-белое фото цветным? Можно ли вернуть фотографии настоящий цвет, как было на самом…
Сложнее всего реставрировать старые фотографии на тисненой бумаге. Рельеф, не заметный глазу, после сканирования отчетливо…