-
Меню
Полезная информация
Познавательно
Поделиться
Редактирование фотографий в доцифровую эпоху
Обработка фотографий – привычное явление современной жизни. Но и задолго до появления фотошопа, болeе 170 лет назад, уже редактировали изображение: разглаживали кожу, уменьшали талию, удаляли или добавляли людей. Желание доработать снимок существовало с тех же времен, как и сама фотография, изменились только методы.
В ранний период фотографии технологии были не такими продвинутыми, как сейчас. До появления компьютера фото редактировали с помощью многократной экспозиции, комбинации негативов в темной комнате, рисования на негативах и бумажных снимках. Достичь такого же результата, как с помощью компьютерных программ, было трудно или невозможно.
Часто даже неуловимые и скромные изменения влияют на восприятие и оценку фотографии. В 19 веке снимки редактировали с теми же целями, что и сегодня: художественными, политическими или коммерческими. Обработкой фотографий пользовались и мошенники: так, некоторые предприимчивые фотографы конца 19-начала 20 века зарабатывали на спиритических фотографиях.
Политические фотоподделки.
Из первых примеров можно привести знаменитый портрет Авраама Линкольна в 1860 г, сделанный Мэтью Брэди, где соединили тело Джона Калхоуна и голову Линкольна. Этот портрет послужил основой для пятидолларовой купюры.
Сталин прибегал к ретуши фотографий, удаляя неугодных людей. В 1920 году на выступлении Ленина перед советскими войсками присутствовал Троцкий, но с фотографии он исчез. Другой хорошо известный случай ретуши – удаление с фотографии Николая Ежова.
Художественная обработка.
Не всегда целью манипуляций с фотографиями был обман, некоторые приемы наоборот помогали добавить правдоподобности изображению, если техника не могла передать его реалистично. Например, с помощью комбинации негативов облака из одного снимка переносились на другой, когда ранние технологии не могли передать небо правильно.
Чтобы заснять основной объект, требовалась долгая экспозиция, во время которой пропадали детали на небе, из-за чего оно получалось абсолютно белым и невыразительным. Французский фотограф Ипполит Байярд первым предложил объединять два негатива, один из которых был с основным объектом, а другой с правильно заснятым облачным небом.
В 1856-57 году фотография Густава Ле Грея с видом морского пейзажа была выставлена в Лондоне и Париже и сразу стала сенсацией. Во времена, когда экспозиция длилась несколько секунд, зрители были поражены способностью Ле Грея зафиксировать бегущие волны. Облака на фоне усиливали ощущение спонтанности. Облака и волны были напечатаны с двух разных негативов, что оставалось секретом фотографа до конца его жизни.
Чтобы заполнить невыразительное белое небо на пейзаже, некоторые фотографы рисовали пушистые облака прямо на негативах. Пример — фотография 1855 года «Лодки на отливе» Эдуарда Балдуса. Между искусственными облаками и размытыми контурами гавани естественный плавный переход.
Одна из самых известных комбинированных фотографий — «Два жизненных пути» Оскара Рейландера 1857 года, которая была показана на выставке искусств в Манчестере. Это аллегория с двумя юношами, стоящих перед выбором: с одной стороны показаны греховные удовольствия, с другой – добродетели. Фотокартина отличается выдающейся техникой исполнения, для нее было сделано 32 негатива, а работа заняла 6 недель, размер оригинала около 40*80 см.
Фотограф Генри Пич Робинсон, художник и автор книги «Эффект живописи в фотографии» часто применял комбинированную печать. В своей книге он сравнивает обработку фотографий с другими формами искусства.
Один из шедевров Генри Пич Робинсона — «Угасание» 1858 года. Фотография умирающей девушки в окружении скорбящих родственников сделана из пяти негативов.
Произведение «Осень» напечатано в 1863 году. Сначала Робинсон сделал набросок картины, пробуя и подбирая разные композиции. Когда он нашел самую удачную, то сделал несколько отдельных снимков и соединил негативы при печати.
На раскрашенной вручную фотографии 1870 года Раймунда ван Стилфреда – молодая женщина под сильным ливнем. Эффект дождливой погоды достигнут соединением нескольких приемов. Трава на переднем плане – студийный реквизит. Будто развевающееся на ветру кимоно подвешено на тонких нитях, а длинные диагональные линии в виде струй дождя нарисованы на негативе.
На фотографии Чарльза Негре 1850 г заснята лампа с горящими свечами. Свет лампы и пламя свечей были слишком тусклыми, чтобы получиться на ранней фотографии. Для этого снимка Негре, бывший живописец и гравер, сфотографировал люстру при дневном свете на черном фоне. Затем он нарисовал на негативе яркое пламя свечей с легким ореолом света.
Фотография «Дерби» 1906 года Хораса Николса изображает большое скопление народа. Когда его фотоаппарату не удавалось адекватно передать впечатление от события, он легко комбинировал элементы нескольких негативов, чтобы создать более интересный снимок. Чтобы усилить впечатление от толпы в дождливый день на дерби, он клонировал несколько групп зрителей с зонтами и вставил их в пустые области на оригинальном снимке.
В 1858 году, когда «Речной пейзаж» Камиля Сильви был впервые показан, критики хвалили художника за способность трансформировать современный пейзаж в совершенное произведение живописи. Фотография напечатана с двух негативов, сильно отретушированных: на них добавлены облака, листва, отражение в воде и люди по обеим сторонам реки.
«Сумерки» Камиля Сильви 1859-1860 годов — композиция из как минимум четырех негативов. Сделаны они, вероятно, при дневном свете, чтобы сократить время экспозиции. Сильви нарисовал различные детали на негативе, включая темные отражения от фигур на влажном тротуаре и светящееся пламя фонаря.
«Роден, «Мыслитель», 1902 года напечатаны с двух негативов. В автобиографии фотограф Эдвард Стейхен описывает студию, настолько заполненную мраморными блоками и работами из глины, алебастра и бронзы, что он не смог запечатлеть скульптора и его работы в одном негативе. Поэтому он сделал два снимка: один с Роденом и монументом «Виктор Гюго», другой со скульптурой «Мыслитель». Сначала Стейхен напечатал их отдельно, затем соединил в одно изображение.
На фотографии «Озеро в лунном свете» 1904 года Стейхен использовал кропотливую технику многократной печати и тонирование цветом, чем была достигнута особая притягательность пейзажа.
Открытки-небылицы.
К отдельному жанру фотообработки можно отнести открытки-небылицы, популярные в Америке начала 20 века. Они появились на рубеже столетий, когда открытки стали своеобразной заменой путешествиям. Когда фотографы поняли, что открытки можно использовать для создания утопических мифов о городе или регионе, то стали делать манипуляции с фотоснимками. Это были постановочные сцены с участием друзей или семьи на фоне огромных овощей, фруктов или улова. Открытки восхваляли изобилие регионов и привлекали туда переселенцев. Картинки сопровождались подписью и подтверждали американский миф об изобилии.
Популярность открыток упала после Первой мировой войны вместе с разрушением утопических мифов: технический прогресс принес новые способы коммуникаций, так что своеобразное путешествие с помощью открыток устарело.
Многие фотоподделки 19 века сейчас выглядят наивно, но если вспомнить, что 100 лет назад не было фотошопа, а изображение создавалось примитивными методами, техника некоторых фотографий вызывает восхищение: талантливым фотографам прекрасно удавалось сделать изображение реалистичным, создать продуманный сюжет и художественную композицию.