Старая фотография – не просто фотография, это нечто большее. Значит, она требует особого отношения. Смысл реставрации – сберечь ценность фотографии и вернуть все, как было. Сохранить память, дорогие лица и моменты жизни. Для чего нужна профессиональная реставрация?
Можно ли рассмотреть поближе людей на фотографиях? Да, и даже увидеть их в полный рост. Студийные фото можно увеличить в 7-12 раз. Это почти все фото начала 20 века на картонной основе. Позже — сделанные в ателье или на паспорт.
Размер бумажного снимка ограничен. Бумажное фото сжимает и отдаляет лица, и они кажутся маленькими. Как увидеть лица и вернуть их реальный размер? Перевести из бумажного вида в цифровой.
Эту часть работы делают владельцы фото. Хороший сканер работает как увеличительное стекло.
Но бумажное фото не только уменьшает лица, оно желтеет, тускнеет и лица видны как в тумане.
Чтобы сделать лица еще ближе и реальней, фото надо отреставрировать.
Чем больше размер фото, тем больше мелких деталей видно: отдельные волосинки, текстура ткани.
На такую реставрацию требуется больше времени. И самому владельцу фото надо постараться, сделать свою часть работы.
Исчезает расстояние, и предки становятся ближе. Фото становится четкое и чистое, как прозрачное стекло, и мы видим лица, события, обстановку, такими, какими они были.
Что делают непрофессиональные ретушеры? Они не знают или не умеют делать правильно, делают как проще и быстрее. Они советуют низкое разрешение до 1200 точек. Спешат взять сжатые сканы и оплату за них. Сами сжимают фотографии. Объясняют, что «так и было», «это просто фотография маленькая» или « старая и некачественная». Обычно это неправда, и фотография не виновата: качество фотографии или ее возраст ни при чем — это оцифровка и ретушь делают ее маленькой и размытой.
Поэтому примеры их работ тоже маленькие, а лица нельзя приблизить и разглядеть.
И пока владелец фото думает, что получил настоящую реставрацию и сделал все, что мог, четкие лица остаются на бумаге и медленно исчезают вместе с ней.
Как понять, что реставратор все делает правильно? Профессиональный реставратор знает, что сначала надо увеличить лица и вернуть четкость. Сначала надо убрать размытие.
Удаление дефектов – вторая часть реставрации. И делать ее без подготовки — зря терять время.
Со старых фотографий смотрят близкие люди. Нужно различить их лица. Иногда надо узнать, кем был незнакомый человек на снимке или определить родственные связи по лицам. Значит, основной смысл реставрации — сохранить сходство.
Появилось множество нейросетей, приложений и сервисов, и все они обещают улучшить фото. Искусственный интеллект – то же самое. Названий много, а принцип один. Трудно устоять перед заманчивым предложением. Но можно ли верить искусственному интеллекту? Сможет ли нейросеть просто удалить размытие и сделать лица четкими? Достаточно ли переснять фото смартфоном? Действительно ли все так просто, удобно и бесплатно, а смартфон и приложения сделают все за нас? Посмотрим, нет ли тут какого-то подвоха.
Постоянная заказчица попросила улучшить фото, родственники сняли его на телефон и отправили.
Что видно, если увеличить фото?
Смартфон раздробил лица на квадратные куски и размыл. Некоторые лица я узнала, так как уже видела на других фото и реставрировала.
Я попробовала прогнать фото через нейросети. На фото появились какие-то лица. Похоже, только если смотреть издалека или на маленьком экране смартфона. На большом мониторе разница огромная. Я объяснила владелице фото, что нужно найти и отсканировать бумажный оригинал. Это бывает непросто, если оригинал у родни в другом городе. Но без ее помощи не обойтись. Через какое-то время появился новый скан. Появились и настоящие лица: теперь они стали хорошо различимы. Посмотрим и сравним, что сделал с лицами смартфон (1), нейросеть (2) и сканер ( 3).
Нейросети принимают дырки на бумаге за черты лица.
Нейросети не видят реальный возраст.
Нейросети не видят мимику и выражение лица.
Кто же тогда все эти люди с «улучшенной» фотографии? Что они делают на месте настоящих предков? Пока нейросети растягивают лица и добавляют чужие контуры, настоящие предки остаются на бумажной фотографии. Их лица продолжают разрушаться вместе с бумагой. Хорошо, если вовремя спохватиться и найти их, успеть, пока не все потеряно.
Узнает ли кто-нибудь людей на фото после «улучшения» приложением? Заметит ли кто-то подмену, если это единственная фотография предка? Какой смысл в ровном и четком лице, если оно станет чужим, если исчезнет правдивость?
Кому-то могло показаться, что я взяла для примера слишком маленькую фотографию. И если прогнать через приложение четкую фотографию, то уж точно будет лучше. Например, вот эту, здесь и каждая волосинка на бровях видна, и складочка на лице. Теперь-то должно остаться сходство?
Увы, и здесь искусственный интеллект переврал все мелкие черты. И брови, и складки на лице не на своих местах, форма глаз изменилась. Искусственный интеллект не возвращает настоящую четкость – это миф. Его четкость такая же искусственная, как он сам.
Удалить дефекты на фото очень легко, это может сделать любой. Бесплатные уроки в интернете учат стирать дефекты и клонировать части лица. Но не учат сохранять сходство.
Лицо – самая важная и сложная часть реставрации. Маленькие повреждения требуют правильной техники и опыта, большие – художественных способностей.
Когда за лицо берутся неопытные ретушеры (1 и 2), становится только хуже: за дефектами бумаги еще можно увидеть настоящее лицо, а после плохой обработки уже нет.
Спешка, экономия и незнание – главные враги сходства, и лучше оставить лицо совсем без обработки, чем стереть самое важное.
Когда-то давно люди верили в сильную связь между человеком и его портретом, верили, что туда переходит часть души. И правда, лицо лучше всего отражает характер. Мимика, выражение, эмоции. Найти и передать это сложней, чем черты лица. Именно это делает человека на фото самим собой. Почему после ретуши исчезают дефекты, но с фотографии смотрит чужой человек? Или выглядит, как неживой, теряется душа. Мы чувствуем, что чего-то не хватает, но не можем объяснить словами. Потому что ушло нечто едва уловимое.
Каждое лицо – это его отличительные черты, и скрытое от рационального взгляда, характер. Чтобы сохранить и передать это, нужна способность видеть лица.
Когда на фото появляются трещины, мы хотим их убрать.
Звучит очень просто. Как будто трещина просто лежит сверху, а под ней осталось лицо. Но на самом деле под трещинами ничего нет. Они не сверху, а вместо изображения. Информация на этом месте исчезает. И реставраторы не «убирают» трещины. Они заполняют эту пустоту как умеют. Обычно делают как проще — копируют из похожих областей. Но каждая часть на фото уникальна. Если ее скопировать, лицо сразу станет нереальным и неживым. Исчезнет его неповторимость и характер.
Есть механизмы по получению прибыли. Они ставят обработку фото на поток, их цель платить реставратору меньше и брать заказов больше.
Эту фотографию обработали в фотосалоне. Видны следы клонирования, заплатки, лица стали помятые и потеряли форму. Фотографию пришлось восстанавливать заново.
Если ретушер размыл лицо, то он стер детали и объем, и значит, всю работу надо переделывать заново.
Реставрация – не просто удаление дефектов. Бывает, что с фото удалили пятна и царапины, но становится ли оно лучше? Помятое, лица смазанные, неестественно плоские – все это сделало не время, а чьи-то руки.
Дешевый труд, спешка и устаревшие техники ретуши делают лица неживыми, с грубыми заметными штрихами. Так ретушеры превращают фото в рисунок.
Признаков плохой обработки много: лицо выглядит размытым, затертым, подрисованным или склеенным из кусков – все не перечислить, но причина одна — грубая ретушь. Неопытные реставраторы размыливают дефекты вместе с деталями и объемом. Поэтому лицо теряет естественные формы, становится неживым или пластиковым. Будто лицо подменили, и что-то важное исчезло.
Некачественная обработка хуже дефектов бумаги. За царапинами еще видно или угадывается настоящее лицо. Но за плохой ретушью реальное лицо уже не увидеть. Хорошо, если бумажный оригинал еще остался и реставрацию можно переделать.
Реставрация — это искусство. Представьте, что картины в музее сможет реставрировать любой желающий с помощью пластыря и заплаток. Посмотрит пару уроков в интернете и сделает «как смог». Просто замажет трещины и вместе с ними сотрет все ценное.
Если много лет назад бумажную фотографию отретушировали и подкрасили в фотоателье, старую ретушь можно исправить и оживить лицо.
Память о событиях в детстве и любимых местах очень яркая. Но бумажные фотографии стареют, теряют краски и уже не отражают всю яркость моментов.
Нейросети, приложения и сервисы обещают сделать фото цветным. Что скрывается за заманчивым предложением? Могут ли они вернуть реальные краски и натуральные оттенки лицам? Могут ли попасть в прошлое и увидеть цвет одежды?
Конечно, нет. Они подменяют настоящие цвета из памяти грязными и унылыми. Они скрывают объем и делают лица плоскими и неживыми. Лучше уж оставить фото черно белым, чем такой цвет: воображение и память смогут лучше представить цвета, если им не помешает искусственный интеллект.
С настоящим цветом реальней вспомнить и прожить момент прошлого, день, место и настроение.
Почему так нравится рассматривать портреты, сделанные более ста лет назад? Не потому ли, что в них много вложено? Желания, старания, умения, времени разных людей.
В прошлом веке фотография была особенным событием. Чем раньше сделан портрет, тем основательней подходили к вопросу. Первые портреты рисовали, и это были произведения искусства. Только богатые могли заказать портрет. Первые фотографии тоже были дорогими, их по-прежнему делали художники. Одежда, обстановка, оформление – каждая деталь была частью картины. Значит, замысел фотографа надо сохранить.
Если фотография сделана в начале прошлого века в студии, на одежде и мебели много деталей. Люди той эпохи выбирали хорошего фотографа, наряжались в лучшую одежду, надевали украшения. Размер таких фото достаточно большой, чтобы рассмотреть каждую деталь.
Многие ретушеры завлекают низкими ценами. Сохраняют ли они достоверность? Лучше всего это видно на черной одежде. Хорошо ли она различима? Все ли элементы одежды на месте?
Одежда выглядит помятой и пожеванной, покрыта мелкими потертостями, пуговицы не на своих местах. Предки оставили память об эпохе, как они жили, как одевались, как фотографировались. Но их усилия пропали зря, дешевая реставрация все стерла.
Сейчас фотография проста и доступна. Но так было не всегда. Чтобы сохранить о себе память, прошлые поколения вложили много труда. Иногда эта память уцелела в единственном снимке. Каждое поколение берегло ее и передавало следующему. Каждое увеличивало ценность этой памяти. Значит, если сегодня сделать свой вклад, ценность ее для следующих поколений возрастет.
Размер вклада у всех разный, и каждый причастен к общему делу. Кто-то бережно хранил бумажные оригиналы. Но век бумаги подходит к концу, бумага разрушается. Вместе с ней исчезает и предок на фото, и память о нем. Нужно спасти изображение, пока бумажное фото не потерялось.
Бумажный оригинал не надо никому отдавать или куда-то отправлять. Единственный экземпляр нужно бережно хранить дома. С него надо сделать точную копию. Владельцы фото сами делают эту часть работы.
Быстрые и дешевые способы оцифровки привлекают простотой. Но за ними кроется опасность. Дешевый сканер, неправильные настройки, рекомендации неграмотных людей, обычный смартфон — все эти способы стирают и скрывают память. Например, разрешение 600 точек вместо 1200 в настройках сканера ухудшают четкость.
Как часто нужно узнать больше про предка на фото, приблизить и разглядеть детали формы или награды. Все это может проявить хороший сканер.
Безответственные ретушеры не объясняют, как самостоятельно вернуть четкость. Они берут в работу, что есть и обещают помочь, чтобы быстрей получить оплату. На большом размере фотографии хорошо видно качество обработки. Поэтому примеры их работ маленькие, а лица и одежду нельзя увеличить и рассмотреть.
На большом размере фото трудно скрыть следы некачественной ретуши: остатки бумажных дефектов или текстуры, размытые и затертые детали. Такую работу надо переделывать.
Правильная реставрация сохраняет все детали, даже нитки на одежде.
Найти бумажный оригинал не всегда легко, но нужно. Кому-то понадобится наладить связи с родственниками. Кому-то все подробно объяснить и показать на примерах. Иногда надо вложить много усилий, но они очень много значат. Сделать все правильно – значит спасти изображение от разрушения. Каждый, кто внес свой вклад, получает не только фотографию, он налаживает связь с прошлыми и будущими поколениями. Накопленные опыт и знания не пропадут бесследно.
Кто-то не останавливается на проделанной работе и хочет сделать еще больший вклад – восстановить фотографию.
Очень старая фотография – не просто предмет, это нечто большее. Это след, который оставили после себя предки. То, что они хотели сохранить на память о себе. Чтобы мы увидели их живыми: как они выглядели, одевались, их эмоции, характер, обстановка, дух времени.
Старая фотография – это семейная ценность. Важно восстановить ее как можно лучше.
Смысл восстановления – передать будущим поколениям то, что оставили после себя предыдущие. Чтобы они узнали, как было раньше, и увидели настоящие лица предков.
Достоверность и ценность такой фотографии для будущих поколений сохранится и увеличится.
Почему генеалогия многим кажется скучной? Как ее представляют? Архивы и документы. Мир, покрытый пылью, там тусклое освещение, нет ярких красок, эмоций. Тексты или плоские картинки без объема, одномерное и двухмерное пространство. Фотографии слишком потускнели и потеряли реалистичность. Все далеко и оторвано от настоящей жизни.
Как извлечь оттуда что-то интересное и показать другим?
Кто создавал древо рода, тот знает, как реалистичное фото преображает его. Недавно оно было набором справок, обезличенных данных и схемой. Но стоит только добавить в него фото, как происходит чудо.
Древо оживает: появляются объем, эмоции, яркие краски. Каждое звено превращается в настоящего человека. Вместе с древом пробуждается интерес к нему. И становится ясно, что самая глубокая часть древа, как корень, хоть и не видна во внешнем мире, но так же реальна. Прошлое никуда не исчезает, а только уходит из вида. Надо постараться, и оно проявится.
Автор Тарасова Елена
От чего зависит стоимость реставрации фотографии и как ее правильно оценить? Цена реставрации фотографии зависит…
Что делать, если на фотографии не видно лица, пропали или стерлись фрагменты? Как найти и…
<< Часть 1 Часть 2 14 Чтобы понять, как восстановить фотографию, я сделала базовую подготовку.…
Как сделать черно-белое фото цветным? Можно ли вернуть фотографии настоящий цвет, как было на самом…
Сложнее всего реставрировать старые фотографии на тисненой бумаге. Рельеф, не заметный глазу, после сканирования отчетливо…
Сначала надо выяснить, что такое качество и почему оно ухудшилось, когда это случилось. Чтобы восстановить…