Памятник близким делают, чтобы сохранить память навечно, и не жалеют средств на самую прочную долговечную основу. Что высечено на камне, трудно переделать. Исправить портрет на памятнике дороже и тяжелее, чем сделать сразу как надо. Поэтому важно сразу сделать портрет хорошо: выбрать правильную фотографию и профессионального реставратора до того, как портрет будет нанесен на гранит.
Ко мне часто обращаются с просьбой переделать чужую работу. Почему так получается, и как сделать сразу правильно, я разберу в этой статье. Если сразу пожалеть время и ресурсы на изучение вопроса, поиск реставратора, потом придется потратить в несколько раз больше.
Почему после ретуши лицо стало неживым, плоским и пластиковым? Ретушер не умеет убирать рельеф бумаги. Он затер и размыл его вместе с рельефом кожи, поэтому лицо стало ненастоящим. Сетку на волосах и одежде не смог размылить и оставил, грубо вырезал контуры и вставил на черный фон. Такая работа занимает не больше 10 минут. Почему портрету на камне, который будет стоять не одно десятилетие, ретушеры уделяют настолько мало времени, умения и старания? Ведь смысл памятника – вспомнить людей такими, какие они были, сохранить лица в памяти живыми и настоящими.
Грубая ретушь стирает информацию с фотографии, вместе и ней и память. Такую работу нельзя исправить, только переделать заново.
Сначала я объяснила владелице фото, как правильно увеличить фото и четкость сканером.
Потом я удалила рельеф бумаги правильным способом, без размытия и добавления искусственной резкости. Все оригинальные детали на фото и объем лица я сохранила. Лицо стало четче, реальней и ближе.
После этого я удалила остатки рельефа и другие дефекты бумаги вручную, удалила другого человека из кадра — восстановила угол фото и заменила фон. Такое фото в оригинальном цвете пригодно не только для памятника, но и для архива, портрета.
Для нанесения на гранит я делаю черно-белый вариант.
Почему после ретуши фотография превратилась в рисунок, лица стали неестественными, появились грубые резкие контуры?
Фотография была качественно снята в ателье, лица можно увеличить и хорошо разглядеть. Такие фотографии прекрасно подходят для гранитного памятника. Все, что нужно сделать – удалить рельеф от бумаги.
Если увеличить и рассмотреть чужую работу, то видно, что ретушер не смог удалить текстуру бумаги правильно. Сначала он размыл рельеф вместе с контурами лица и одежды, потом подрисовал контуры лица. Зачем сначала размывать контуры, а потом вручную подрисовывать, если можно просто сохранить оригинальные?
Грубая искусственная резкость – это устаревший метод, для современных способов гравировки он не нужен.
Я удалила текстуру и сохранила все детали и большой размер. Увеличила четкость лица настолько, чтобы сохранить полное сходство.
Портрет нанесен на большой гранитный памятник, лица хорошо видны в увеличенном размере, четкие и естественные.
Почему пропали реалистичность и сходство? После ретуши лицо стало полностью разглаженным, неживым и нарисованным, исчезла текстура кожи и ткани. Ретушер стер дефекты бумаги вместе с деталями изображения, размыл лицо. Лицо и мимика стали неестественными, а человек не похож на себя. Чужая ретушь стерла информацию, поэтому портрет нельзя исправить, только переделать заново.
Я переделала фотографию, сохранила лицо естественным и настоящим.
На большом камне хорошо видно все мелкие детали и черты лица. Лицо осталось таким, каким было.
Основное требование к фото — хорошо различимые черты лица.
В этом вопросе нет жестких правил. Выбор возраста на фото — личное дело семьи и близких ушедшего. Обычно выбирают тот возраст, в котором хотят запомнить человека. Например, внуки хотят видеть фото в пожилом возрасте, супруги в молодом. Фото в более молодом возрасте проще обработать, их реставрация занимает меньше времени.
Но как показывает опыт, соблюсти все критерии одновременно и найти подходящую фотографию для памятника бывает не просто. Так случается, когда ушедший человек мало фотографировался и остались снимки, не подходящие для надгробия. Реставрация фотографий на памятник помогает улучшить и сделать их подходящими.
Только достаточно опытный ретушер сделает работу правильно: улучшит, но при этом сохранит реалистичность, индивидуальность и сходство. Обработка фото на памятник и нанесение – это разные услуги, требующие разных навыков. Отреставрировать и сохранить фотографическую естественность бывает гораздо труднее, чем просто нарисовать портрет по фото. К сожалению, редкие мастерские способны предложить обе услуги на одинаково высоком уровне. Поэтому ретушь фото на памятник имеет смысл заказать отдельно, внимательно ознакомившись с примерами готовых работ.
Помните, что исправить фото на памятнике, когда оно уже нанесено, невозможно. Обработать фото можно только в цифровом виде в фоторедакторе, а после переноса на физический носитель уже придется переделывать работу заново.
Этапы:
включает в себя следующие работы:
Простая и средней сложности обработка.
Сложная обработка.
Чтобы ретушь была незаметна, портрет сохранил естественность и фотографическое качество с высокой четкостью, нужны:
Причина того, что фото на памятнике не похоже, кроется в способе обработки. Сначала с фотографии удаляются все мелкие дефекты. Дешевая обработка всегда производится самым быстрым способом с помощью специальных размывающих фильтров: пятна и царапины стираются вместе с контурами лица, мимическими морщинами, текстурой кожи и другими маленькими особенностями лица. Но ведь именно эти маленькие неуловимые черты и шероховатости делают человека неповторимым, самим собой. Сильное размытие затрагивает не только контуры, но и рельеф, объем лица. После удаления дефектов быстрыми фильтрами лицо становится слишком разглаженным и неживым, поэтому ретушер вручную добавляет все исчезнувшие контуры. Повторить естественную мимику, текстуру кожи и сохранить выражение лица с помощью прорисовки очень сложно, это может сделать только опытный художник-ретушер. Самый правильный способ – оставить все необходимые детали, влияющие на сходство, что под силу не каждому реставратору.
Основные рекомендации:
Для памятников часто требуется увеличить размер, четкость и сделать лицо хорошо различимым. Каждый случай уникальный, и лучше всего с этим вопросом обратиться к опытному реставратору. Если при увеличении лицо становится размытым, то простых и быстрых способов исправить это нет. Сильно увеличить четкость и при этом сохранить сходство и реалистичность можно только вручную.
Бюджетная прорисовка или отрисовка придает портрету эффект рисованности, статичности и монументальности, делает его плоским. С помощью простой отрисовки сложно сохранить естественную мимику и сходство, что особенно заметно на портретах пожилых.
При выборе соотношения цена-качество не стоит забывать, что портрет на памятник – это не обычная фотография, а дань уважения к ушедшему, поэтому экономия и спешка здесь не уместны. При оформлении надгробия лучше обойтись совсем без фотографии, чем сделать ее плохо.
Современные услуги по восстановлению – это работа с цифровой фотографий. Если портрет на камне или овале повредился, выцвел или истерся, то сначала делают его оцифровку, качественную пересъемку. Но лучше отыскать бумажный оригинал. После оцифровки фотографию обрабатывают, приводят в порядок и снова наносят на памятник.
Старая фотография – не просто фотография, это нечто большее. Значит, она требует особого отношения. Смысл…
От чего зависит стоимость реставрации фотографии и как ее правильно оценить? Цена реставрации фотографии зависит…
Что делать, если на фотографии не видно лица, пропали или стерлись фрагменты? Как найти и…
<< Часть 1 Часть 2 14 Чтобы понять, как восстановить фотографию, я сделала базовую подготовку.…
Как сделать черно-белое фото цветным? Можно ли вернуть фотографии настоящий цвет, как было на самом…
Сложнее всего реставрировать старые фотографии на тисненой бумаге. Рельеф, не заметный глазу, после сканирования отчетливо…