С появлением первых бумажных фотографий возникла необходимость в картонной основе, куда наклеивался снимок, или, как его называют, паспарту. Картонный бланк был неотъемлемой частью фотографии вплоть до 1920-х годов, он одновременно защищал снимок от повреждений, был носителем информации и важным элементом оформления.
На лицевой стороне бланка, под фотографией, можно увидеть надписи с названием формата фотокарточки «Visit Portrait», «Cabinet Portrait», «Makart Portrait» и название города, где происходила съемка.
На обороте могла располагаться следующая информация: имя фотографа, адрес и название фотостудии, год съемки, отметки о художественном образовании фотографа, его награды и медали. На обороте некоторых снимков можно увидеть рекламную информацию о сроке хранения негативов или ценах на услуги. Заслуженные фотографы удостаивались особого права размещать на бланках государственный герб.
Надписи не только несли информацию, но и были элементом украшения: выполнялись декоративным шрифтом, обрамлялись различными рамочками и вензелями со стилизованным растительным орнаментом. Как и на все предметы быта, мода распространялась на оформление фотографических бланков. Наиболее популярным в конце 18-19 века был стиль модерн, именно в нем оформлено большинство бланков дореволюционных снимков, сохранившихся до наших дней.
Мода на бланки тоже менялась, поэтому по их внешнему виду можно попытаться определить дату создания снимка. Сорт картона, скругленные или прямоугольные углы и другие детали помогают датировать дореволюционные снимки с приблизительной точностью в пять лет. Однако этот метод датировки не дает 100% точности: фотографы могли использовать старые сорта картона или фотография могла быть отпечатана с негатива, сделанного много лет назад. Способ играет вспомогательную роль и всегда используется вместе с другими методами датировки.
Картонная основа:
1866-1880 – легкий картон квадратной формы
1880-1890 – плотный картон квадратной формы
1890 – зубчатые или фестончатые края
Цвет картонной подложки:
1866-1880 – тонкий, легкий картон белого, грязно-белого или светло-кемового оттенка, светлые тона картона использовались и в последующих годах, но подложка была более плотной
1880-1890 – разный цвет лица и оборота основы
1882-1888 – матовая поверхность спереди, кремово-желтый глянцевый оборот
Кромки:
1866-1880 – красные или золотые линии, одинарные или двойные черты
1884-1885 – широкие золотые окантовки
1885-1892 – золотые скошенные края
1889-1896 – одиночные линии окантовки со скругленными углами
1890 и после — тисненые кромки или надписи
Надписи:
1866-1879 – имя фотографа и адрес ателье напечатаны маленькими аккуратными буквами прямо под изображением; название студии напечатано маленькими буквами на обороте
1880 и далее — имя фотографа и адрес написаны объемным декоративным текстом, чаще всего курсивом, наименование студии занимает весь оборот
конец 1880-90 – золотой текст на черной картонной подложке
1890 и после – название фотостудии и другие элементы оформления сделаны с помощью тиснения
Далее: восстановление старых фотографий >>
Старая фотография – не просто фотография, это нечто большее. Значит, она требует особого отношения. Смысл…
От чего зависит стоимость реставрации фотографии и как ее правильно оценить? Цена реставрации фотографии зависит…
Что делать, если на фотографии не видно лица, пропали или стерлись фрагменты? Как найти и…
<< Часть 1 Часть 2 14 Чтобы понять, как восстановить фотографию, я сделала базовую подготовку.…
Как сделать черно-белое фото цветным? Можно ли вернуть фотографии настоящий цвет, как было на самом…
Сложнее всего реставрировать старые фотографии на тисненой бумаге. Рельеф, не заметный глазу, после сканирования отчетливо…