-
Меню
Полезная информация
Познавательно
Поделиться
Восприятие цвета и пространства
В прошлый раз мы рассматривали температурные характеристики цвета. Цвет и объем также связаны похожим образом. Это проверено практикой живописи, при работе с интерьером и гардеробом. Отступающие и выступающие цвета способны визуально искажать трехмерное пространство или делать плоскость объемной, рельефной. Использование приближающих и удаляющих цветов помогает, когда нужно зрительно улучшить пропорции фигуры или помещения.
Выступающие цвета воспринимаются ближе, отступающие дальше своего настоящего положения. Это явление называется хроматическая стереоскопия.
Легче всего понять этот эффект на собственном восприятии. Для опыта понадобится спокойная обстановка, немного времени и желания отвлечься от повседневных дел.
Смотрите на фигуры снизу и представляйте их объемными. Одни из них будут казаться вогнутыми внутрь, другие выгнутыми наружу. Запомните ощущения и форму цветных фигур.
Если долго фиксировать взгляд на одной фигуре, она может казаться попеременно то вогнутой, то выпуклой. В каком состоянии она задерживается дольше? Попробуйте также смотреть на фигуры в обратном порядке. Не изменилось ли восприятие некоторых цветов? Например, если смотреть на розовую фигуру после красной, то она кажется вогнутой, если с другой стороны, то выгнутой. Можно продолжить эксперимент дальше: сначала закрывать либо отводить в сторону глаза, а потом выхватывать взглядом отдельные фигуры. Кто-то наверняка заметил, что здесь действуют те же принципы относительности, как и при определении температуры цвета. И хотя пространственные свойства цвета субъективны и порой трудно уловимы, для восприятия большинства людей характерны следующие особенности:
Фигуры теплых цветов: желтого, оранжевого и красного кажутся выступающими. Если они иногда кажутся отступающими, то реже и недолго.
Фигуры холодных цветов: голубого, синего и фиолетового выглядят отступающими.
Зеленая и розовая фигура часто меняют свойства и воспринимаются попеременно, то отступающими, то выступающими. Если фиксировать на них взгляд долго, то внимание будет перескакивать чаще, чем на других фигурах. Если смотреть на них после выступающих, то они будут казаться отступающими, и наоборот. То есть, их пространственные свойства зависят от окружения, неоднозначны и относительны.
Итак, пространственные свойства тонов с одинаковыми параметрами светлоты и насыщенности зависят от теплоты. Теплые выступают, холодные отступают. Нейтральные по температуре цвета занимают настоящее положение в пространстве. Расположение цветовых тонов легко представить, мысленно повернув цветовой круг оранжевым цветом к себе.
Эти правила действительны для чистых оттенков. С добавлением ахроматических цветов свойства меняются.
Рассмотрим для начала ахроматические цвета отдельно.
Проделав опыт с восприятием, можно сделать следующие выводы. На пространственные свойства влияет разница светлот и контраст цветовых пятен объекта. При большом контрасте меньшее цветовое пятно становится броским и выделяется как фигура, а большее воспринимается как фон. Броские и контрастные цвета выдаются вперед и выступают. Поэтому белый и черный смотрятся выступающими. При небольшом и среднем контрасте серые цвета удаляются.
Со знанием этих принципов становится просто понять пространственное положение сложных и смешанных цветов. К свойствам чистых хроматических цветов примешивается и прибавляется характер ахроматических. Серый отступает, значит, уменьшение насыщенности отдаляет цвет. Насыщенность и чистота наоборот приближают цвет. Какие оттенки воспринимаются ближе – светлые или темные, однозначных мнений нет, это зависит скорее от последовательности восприятия или индивидуальных ассоциаций.
Таким образом, на визуальное расположение цвета в пространстве влияют все три параметра: тон, насыщенность и светлота. Одни параметры влияют больше, другие меньше, с опытом и наблюдениями приходит понимание, как они взаимодействуют. Запомнить выступающие или отступающие цвета просто, если представить трехмерную модель в виде цветового шара. Насыщенные, белый и черные цвета располагаются снаружи и выступают, а серые и разбавленные находятся внутри и отступают.
До этого мы рассматривали цвета изолированно и абстрактно. Но когда цвет используется на практике, например, в интерьере или гардеробе, цвет нельзя отделить от материала и рассматривать обособленно. Хотя самое первое, мгновенное впечатление производит цвет, далее подключаются и влияют на реакцию такие параметры, как броскость, форма цветового пятна, свойства поверхности, фактурность. Из двух поверхностей одинакового цвета та, что с выраженной или крупной фактурой, будет казаться ближе. Цветовые сочетания тоже влияют на пространственное восприятие. Броские и контрастные приближают, добавляют визуального объема. Размытые и нюансные сочетания выглядят дальше. Изучение фактуры и формы выходит за рамки цветоведения. Но надо учитывать, что все перечисленные свойства влияют на восприятие сильнее, чем сам цвет.
Возьмем, к примеру, две поверхности, одинаковых по светлоте и фактуре. Голубой кажется дальше розового (1). Что происходит, если голубой поверхности придать фактурность? Мелкофактурная поверхность воспринимается на одной плоскости с розовой или ближе (2). С добавлением фигур она становится ближе, чем розовая (3), с крупной текстурой и сильным контрастом выступает еще сильней (4). Если же сделать поверхность размытой и нюансной, она будет казаться дальше, чем поверхность такого же цвета с ровной заливкой (5).
Контрастность и форма более значима в пространственных иллюзиях, цвет играет лишь второстепенную роль. Это хорошо видно на примере с тремя образцами обоев: размытый неконтрастный рисунок воспринимается дальше рисунка с четкими контурами, крупные формы контрастных насыщенных цветов сильно приближают.
Если на небольших по площади примерах кажется, что разница в восприятии невелика, то при работе с большими площадями случаются неприятные сюрпризы. Например, вам досталось помещение с узким коридором или маленьким метровым санузлом, покрашенные по-советски незатейливо голубой или зеленой краской. Вы решили, что текстурные обои теплых цветов будут выглядеть лучше и не так тоскливо, но после ремонта произошел непредвиденный эффект: маленькое помещение вдруг стало казаться еще теснее, возникло ощущение давящих стен и духоты.
Итак, подведем итоги. Как влияют на восприятие цвета в пространстве разные параметры?
Выступающие поверхности: теплые, насыщенные, броские, фактурные, матовые, с крупными формами, контрастными сочетаними и резкими границами.
Отступающие поверхности: холодные, разбавленные серым, глянцевые, с нюансными сочетаниями и размытыми границами.
Все эти факторы влияют друг на друга, нейтрализуют или умножают пространственные свойства. При умелом подборе они делают цветовое пространство объемным и трехмерным, зрительно улучшают форму, делают композицию целостной и гармоничной.
Восприятие цветов как выступающих и отступающих легко объяснить ассоциациями с природными пейзажами. Для дальних планов характерны голубоватый и серый оттенок, размытость и нюанс. Для ближних планов — насыщенные цвета, крупные текстуры и формы.
Цвет и объем.
Цвет способен не только зрительно удалять или приближать объекты, но и визуально искажать объем. Это свойство давно известно и часто используется в гардеробе. Считается, что белый увеличивает объем предметов за счет отражения лучей, белая поверхность испускает больше света, за счет чего кажется больше. Черный наоборот уменьшает объем, делает объект изящней и стройней, при этом подчеркивает контур. Соответственно, светлые поверхности расширяют, а темные сужают.
Насыщенные и теплые цвета зрительно увеличивают объем, а приглушенные, серые и холодные оттенки визуально уменьшают фигуру.