Цветовая гамма бывает контрастной, с сильными переходами между светлыми и темными, серыми и насыщенными цветами, либо нюансной, на основе плавных и незначительных переходов между оттенками. Чем отличается нюанс от контраста, видно на простейшем примере монохроматической гаммы:
В том и другом случае варьируются светлота и насыщенность тона. Если разместить все представленные оттенки на цветовом круге в виде точек, мы увидим, что расстояние между ними в нюансной и контрастной гаммах отличается.
Нюансные и контрастные монохромные гаммы используются в различном оформлении, одежде, интерьере.
Однако, в природных гаммах всегда задействован третий параметр – тон. Здесь нюанс и контраст также отличаются расстоянием между оттенками, только уже в цветовом шаре.
Нюансные сочетания отличаются едва заметными цветовыми различиями, общностью цветового тона и воздействия, близостью свойств, цельностью. Нюансная гармония создает ощущение размытости границ и плавности переходов, сдержанностью и спокойствием. Нюанс заметней всего на светлых и ненасыщенных, приглушенных цветах. Нюансные сочетания пастельных тонов особенно эффектны, они подчеркивают рельеф, плавность переходов, игру света и тени.
Контраст – основа зрительного восприятия, без него невозможно различать и видеть предметы. Любое цветовое различие делится по контрастности на слабое, среднее и сильное. Слабый контраст образует нюансные сочетания, сильный – контрастные. Наибольшую степень контраста образуют максимально удаленные друг от друга, противоположные на круге цвета: черный-белый, оранжевый –голубой.
При работе с цветом важно учитывать такую неотъемлемую часть восприятия, как одновременный и последовательный контраст. Их эффект присутствует независимо от того, насколько выраженный контраст мы наблюдаем. К одновременному контрасту относится не только видимый непосредственно, но и тот, который восприятие дополняет само, или симультанный контраст. После того, как наблюдение цвета заканчивается, его действие продолжается в виде последовательного контраста.
Для контрастной цветовой гаммы свойственны выраженные тоновые различия, резкие переходы. Контраст выделяет особенности и выразительность каждого цвета на фоне других. Характер контрастных гамм отличается активностью и динамизмом.
Контраст может быть выражен по одному или нескольким параметрам одновременно. Виды контрастов:
Контраст по светлоте.
Контрастные по светлоте тона располагаются на цветовом круге близко к черному и белому полюсам.
Контраст по светлоте — базовый для человеческого восприятия и поэтому самый сильный, он используется как художественный прием, когда необходимо активное воздействие. Различие по светлоте – основное в любой гамме и воспринимается глазом лучше, чем по остальным параметрам. Без светлотных различий гамма выглядит плоской и искусственной. Сильный контраст по светлоте выявляет силуэт, делает его контуры более четкими, но рельеф, фактуру и детали менее явными. Когда светлотный контраст достаточно силен, изображение не теряет выразительности при переводе в черно-белое.
Контраст по насыщению.
Контрастные по насыщению тона располагаются на цветовом круге с краю и в центре.
Контраст дополнительных цветов.
Две противоположные точки на диаметре цветового круга образуют контраст дополнительных цветов. Если дополнительные тона выбраны верно, при их смешивании появляется нейтральный серый тон.
Основное свойство контраста дополнительных цветов – способность противоположных цветов уравновешивать и нейтрализовывать друг друга. Равновесие создает не только контраст, но одновременно и цветовую гармонию.
Продолжение. Симультанный контраст >>
Старая фотография – не просто фотография, это нечто большее. Значит, она требует особого отношения. Смысл…
От чего зависит стоимость реставрации фотографии и как ее правильно оценить? Цена реставрации фотографии зависит…
Что делать, если на фотографии не видно лица, пропали или стерлись фрагменты? Как найти и…
<< Часть 1 Часть 2 14 Чтобы понять, как восстановить фотографию, я сделала базовую подготовку.…
Как сделать черно-белое фото цветным? Можно ли вернуть фотографии настоящий цвет, как было на самом…
Сложнее всего реставрировать старые фотографии на тисненой бумаге. Рельеф, не заметный глазу, после сканирования отчетливо…